РОСПРОФЖЕЛ - логотип РОСПРОФЖЕЛ - официальное название

╚Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей ≈ один из старейших и крупнейших в профсоюзном движении страны. Сменялись лидеры и названия, но на протяжении всей его более чем вековой истории неизменной оставалась главная задача профсоюза ≈ защита прав и социальных гарантий членов РОСПРОФЖЕЛ╩
Николай Никифоров
Председатель РОСПРОФЖЕЛ

Вступай в профсоюз



21 апреля 2017 года Российскому профессиональному союзу железнодорожников и транспортных строителей исполнилось 112 лет.

Отстаивание интересов членов профсоюза на протяжении всей истории было и остаётся главной задачей отраслевого профсоюза. Сменилось не одно поколение железнодорожников, политический строй, менялись названия и лидеры профсоюза, но основная его миссия √ защита социально-экономических и трудовых прав работников железнодорожного транспорта и транспортных строителей √ остаётся неизменной.

Общественное движение железнодорожников в защиту своих экономических интересов началось в 80-х годах XIX века. В авангарде этих процессов стояли рабочие Московского и Петербургского железнодорожных узлов, Красноярска, других крупных городов Сибири. А катализатором создания профсоюзов в 1895 году стала историческая забастовка железнодорожников Главных мастерских Московско-Казанской железной дороги, когда в сборном цехе по выпуску паровозов рабочим была урезала заработная плата. Представители рабочих всего узла тогда предложили идти на переговоры к управляющему дорогой. Около двух тысяч рабочих двинулись по Каланчевской площади к Рязанскому вокзалу, где помещалось Управление дороги. В результате массовой акции начальник мастерских был уволен, расценки увеличены до требуемого уровня, а деньги из пенсионной кассы получили все желающие. Эта победа железнодорожников Московско-Казанской железной дороги породила волну забастовок, которая прокатилась по Московско-Курской, Московско-Ярославско-Архангельской, Николаевской, Санкт-Петербург-Варшавской и ряду других дорог Центра, Северо-Запада России и Сибири. Но только в январе 1905 года в мастерских Московского и Петербургского железнодорожных узлов, на дорогах Сибири, Урала, Забайкалья и Юга России явочным порядком стали создаваться профессиональные организации железнодорожников.

Датой рождения отраслевого профсоюза железнодорожников считается 20-21 апреля 1905 года, когда проходил первый учредительный съезд в Москве, провозгласивший создание Всероссийского внепартийного железнодорожного союза. Съезд принял Платформу, в которой говорилось, что ╚Целью союза является защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог, что может быть достигнуто лишь при наличии демократического государственного строя╩. А уже в конце августа 1905 года на съезде рабочих Забайкальской железной дороги была принята резолюция ╚О профсоюзах╩, после чего на всех железных дорогах начали создаваться крупные профсоюзные объединения. В годы репрессий после 1905 года профсоюзные организации вынуждены были уйти в подполье, но продолжали действовать в интересах рабочих и численность членов постоянно возрастала. В результате к началу февральской революции 1917 года численность членов профсоюзных объединений составляла почти 800 тысяч человек, на предприятиях были образованы месткомы.

21 февраля 1919 года принято решение о создании единого производственного союза. Численность членов профсоюза в этот период была уже порядка 1 млн. 250 тысяч человек. В августе 1922 года профсоюзом работников железнодорожного и водного транспорта был подписан первый Генеральный коллективный договор между Народным комиссариатом путей сообщения и ЦК профсоюза. Однако уже 2-4 октября 1922 года на Втором Всероссийском съезде произошло разделение профсоюза на два автономных союза: железнодорожников и водников. Позже, в сентябре 1934 года по решению пленума ВЦСПС произошло ещё одно ╚разукрупнение╩, в результате которого Профсоюз рабочих железнодорожного транспорта был поделён на пять самостоятельных профсоюзов: рабочих железных дорог Центра, Юга, Востока и Дальнего Востока, Средней Азии и профсоюз рабочих железнодорожных заводов.

С 20-х годов вплоть до начала Великой Отечественной Войны деятельность профсоюзов под влиянием партийных установок была направлена на решение производственных вопросов: повышение производительности труда, контроль за трудовой дисциплиной, развитие социалистического соревнования, подъем ударничества и ужесточение режима экономии. Между тем, несмотря на давление партии и администрации, профсоюз всегда пытался отстаивать трудовые и социальные права каждого своего члена из числа рабочих железнодорожных предприятий, контролировал условия труда, быта и производственной безопасности.

Исторически сложилось так, что глобальную, эффективную систему социального страхования в нашей стране также формировали профсоюзы. В 1933 году решением ЦИК СССР, Совнаркома и ВЦСПС профсоюзам было поручено управление социальным страхованием рабочих и служащих, что значительно повысило их роль и значение. Как показала практика, в том числе современная, профсоюза достойно управляли социальным страхованием и эффективно использовали средства на профилактику, оздоровление и детский отдых.

В годы третьей пятилетки (1938 √ 1942 гг.) ЦК профсоюзов железнодорожников вёл активную работу по изысканию новых резервов и возможностей для повышения производительности труда на железнодорожном транспорте, наиболее полного удовлетворения нужд народного хозяйства, реализации программы освоения новой техники, повышения культурно-технического уровня железнодорожников.

╚Вставай, страна огромная!╩ ≈ этот призыв одними из первых услышали профсоюзы. Услышали и начали действовать. Уже в первые дни войны движением под лозунгом ╚Все для фронта, все для Победы!╩ руководил профсоюз. Из активистов профсоюзов создавались специальные формирования, которые помогали организовать работу в новых условиях, поддерживали в работниках, в своих коллегах дух патриотизма, трудового героизма и полной самоотдачи. Эвакуацию заводов и населения из прифронтовой зоны партия тоже поручила профсоюзам под руководством председателя ВЦСПС Николая Шверника.

Профсоюз железнодорожников взял на себя задачу организации скоростного продвижения воинских грузов: движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось ни на минуту. Только во второй половине 1941 года железнодорожным транспортом было перебазировано на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию свыше 2600 промышленных предприятий и 18 миллионов рабочих, служащих и их членов семей. В это же время на фронт было переброшено 290 дивизий, 94 стрелковые бригады и 2 миллиона человек, мобилизованных в армию. Более 1000 километров в сутки (при норме 500 километров) преодолевали поезда с воинскими эшелонами. Именно скоростной фактор продвижения воинских частей и грузов с Дальнего Востока и Сибири сыграл решающую роль в исходе обороны Москвы. История хранит бесчисленные примеры героизма железнодорожников, приводивших поезда к самой линии фронта, выводивших составы из под огня и бомбёжек, воевавших на бронепоездах и увековечивших свои имена беспримерными ратными и трудовыми подвигами.

За первые шесть месяцев с начала войны железнодорожные строители выполнили такой объем восстановительных работ на разрушенных участках железных дорог, которого было бы достаточно для постройки новой 400-километровой железнодорожной линии. Движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось.

В начале 1942 года только на четырёх железнодорожных узлах √ Московском, Рязанском, Рыбинском и Ряжском насчитывалось свыше 750 ╚двухсотников╩, которые выполняли производственные задания более чем на 200%. Их девизом было: ╚Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт╩. Московский метрополитен стал бомбоубежищем, где укрывалось население столицы.

Профсоюзные организации участвовали в работе по обучению и подготовке бойцов-лыжников, медицинских сестёр, организации сбора тёплых вещей для фронта, возрождению субботников и воскресников, сбору средств в Фонд обороны. Совместно с профсоюзом медработников было сформировано и оснащено несколько банно-прачечных и дезинфекционных поездов для фронта.

В послевоенные годы отраслевой профсоюз активно участвовал в восстановлении народного хозяйства. В ходе соревнования за успешное выполнение пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства на железнодорожном транспорте при участии профсоюзных организаций значительно расширилась творческая деятельность изобретателей и рационализаторов. К концу пятилетки среди железнодорожников 41 процент работников стали стахановцами, 30 процентов √ ударниками производства. Уже к началу 1948 года железнодорожный транспорт был полностью восстановлен.

В октябре 1948 года произошло объединение профсоюзов железнодорожников в единый профсоюз рабочих железнодорожного транспорта численностью около 3 миллионов железнодорожников и транспортных строителей Советского Союза. Профсоюз в это время значительное внимание уделял решению социальных проблем железнодорожников и транспортных строителей, особенно обеспечения их жильём.

19 января 1982 года XIII съезд профсоюза принял решение о переименовании в ╚Профессиональный союз рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства╩.

С принятием в начале 1991 года Закона СССР ╚О железнодорожном транспорте╩, заложившего предпосылки перехода отрасли к рыночной экономике, начала акционирования организаций транспортного строительства профсоюз прилагал огромные усилия, чтобы создать глубоко продуманную систему социальных гарантий труженикам, ключевыми звеньями которой стали отраслевые тарифные соглашения и коллективные договора на предприятиях. И такие документы в результате коллективных переговоров были подписаны в феврале 1992 года. В этих соглашениях в качестве представителя работодателя выступало Министерство путей сообщения Российской Федерации и государственная корпорация ╚Трансстрой╩, от имени государства выступало Правительство Российской Федерации. Работников представлял Независимый профсоюз железнодорожников и транспортных строителей России.

Роль первых отраслевых тарифных соглашений трудно переоценить. Они способствовали в полном смысле этого слова выживанию как железнодорожной отрасли и отрасли транспортного строительства, так и самих работников в смутные 90-е годы. Такие вопросы как выплата зарплаты, её индексация в период галопирующей инфляции 90-х, занятость, условия труда и отдыха, социальных льгот и гарантий, защита пенсионеров и молодёжи, условия работы профсоюза и другие жизненные вопросы были в сфере действия этих отраслевых тарифных соглашений.

В 1992 году, в ходе социального диалога профсоюзом были решены важные социальные проблемы, в том числе приняты отраслевые и дорожные программы занятости, согласованы документы по вопросам заработной платы, срокам её выплаты, разработке отраслевой жилищной программы.

С 1992 года по настоящее время заключено 10 отраслевых тарифных и отраслевых соглашений по железнодорожному транспорту и 10 отраслевых соглашений по транспортному строительству, которые стали основой для подписания сотен коллективных договоров.

25 февраля 1997 года XXVI съезд Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России принял постановление о переименовании в Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ).

Сегодня Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей представлен 4500 первичными профсоюзными организациями, объединяющими свыше 1,5 миллионов членов профсоюза. В настоящее время действуют 4 отраслевых соглашения и более 700 коллективных договоров ДЗО и филиалов, включая Коллективный договор ОАО ╚РЖД╩ на 2014-2016 годы, которые всегда выполняются обеими сторонами, даже в кризисные годы. Все спорные вопросы в основном решаются за столом переговоров. О доверии к РОСПРОФЖЕЛ говорит и тот факт, что в его рядах состоит 94,3 процентов работников.

23.04.2018

Информация о заседании Генерального совета Федерации Независимых Профсоюзов России

Доклад председателя Федерации Независимых Профсоюзов России Михаила Шмакова на Генеральном Совете ФНПР 18 апреля 2018 года


 



Архив материалов