РОСПРОФЖЕЛ - логотип РОСПРОФЖЕЛ - официальное название
Первый Всероссийский железнодорожный союз был создан в 1905 году на учредительном съезде из представителей 10 железных дорог, который состоялся в Москве 20 - 21 апреля.

Председателем был избран В.Н. Переверзев - слесарь главных железнодорожных мастерских на Московско-Казанской и Ярославской железных дорогах. В газете ╚Русские ведомости╩ размещено сообщение об организации союза.
Основные положения Программы союза разработал его председатель. Всюду, куда ═проникала Программа, начиналось брожение и возникали ═небольшие кружки и группы, из которых вырос и окреп могучий═ Всероссийский железнодорожный союз.
На первых порах дело Союза шло не особенно быстро в связи с конспиративностью работы, отсутствием специальной литературы, осторожностью, с которой приходилось выбирать людей в состав местных комитетов. Период с апреля по июль 1905 года √ чисто организационный.
22 √ 24 июля 1905 года состоялся второй съезд Союза из представителей уже 25 железных дорог. Союзная организация охватила большую часть железных дорог, но тормозилась отсутствием Устава, разработка которого была поручена Центральному бюро союза. Первый Устав союза был опубликован в ╧ 124 еженедельного журнала ╚Железнодорожник╩ за 1905 год.
В сентябре 1905 года Центральным Бюро союза была объявлена забастовка с целым рядом экономических и политических требований. ═Сила новой организации сразу почувствовалась и правительством, и обществом: к заявлениям союза стала прислушиваться железнодорожная администрация.
Объявление манифеста 17-го октября дало возможность Союзу открыто начать свою деятельность на большинстве железных дорог. В члены Союза начали записываться рабочие целыми цехами, в отдельных управлениях в состав Союза входило чуть ли не 80 процентов рабочих и служащих. ═Программа и Устав Союза были отпечатаны в количестве 60 тыс. экземпляров и разосланы по железным дорогам.
Местные бюро Союза взяли на себя огромный труд по детальной разработке требований экономического и правового характера: в каждой службе могли быть характерные особенности. Члены бюро были буквально завалены работой. К разработке требований были привлечены целые массы служащих и рабочих. Разработка сопровождалась постоянными собраниями, митингами и массовками.
5 декабря 1905 года конференция депутатов 29 железных дорог и Центрального Бюро Всероссийского железнодорожного союза═ объявила вторую всеобщую забастовку, которая═ явилась сигналом для забастовочного движения по всей России, повлекла за собой вооруженное восстание.
Восстание было жестоко подавлено. ═С особенной силой реакция обрушилась на железнодорожный союз, который был разгромлен практически до основания. Почти все расстрелянные железнодорожники были членами Союза.
Союз приобрёл огромный авторитет в глазах железнодорожных служащих, видевших в нём единственного борца за свои интересы.
Во время реакции, под давлением тяжёлых репрессий, Союз временно сокращал свою деятельность. Но было достаточно самого малого дуновения свободы, чтобы могучая армия железнодорожников вышла из своего вынужденного покоя и вновь сомкнула свои ряды под флагом Всероссийского Железнодорожного Союза.

Из истории социального партнёрства в железнодорожной отрасли.

В 1922 году, по данным статистики профессионального союза железнодорожников, количество женщин на железнодорожных путях сообщения составляло всего 10,5% от общей численности работников, а ═в период с 1923 по 1928 год ═варьировалось от 8,9 ═до 11%.
В первые годы Советской власти вовлечение женщин в профессиональную работу, их социально-экономическая защита стали одним из основных направлений деятельности профсоюза железнодорожников.
В 1922 году ═7,9 % железнодорожников не умели ни читать, ни писать, и большую часть из них составляли женщины, которые выполняли, в основном, работу низкой квалификации √ уборщицы, рассыльные, дровокладки, прачки, разнорабочие. В начале прошлого века женщины - самая экономически уязвимая категория работников: в первую очередь═ выбрасывались за борт при сокращении штатов из-за низкой производительностью труда (если два мужчины могли свободно переместить═ шпалу, то для выполнения аналогичной работы женских сил требовалось в 2 - 3 раза больше). Как писала газета ╚Гудок╩, при сокращении штата женщины становились ╚козлами отпущения╩. В период новой экономической политики отдельные работы передавалась частным артелям и подрядчикам, которые любыми путями старались избавиться от работающих женщин.
Профсоюз выступал против огульного вытеснения женщин с транспорта: безработица могла бросить женщин в хищные лапы содержателей притонов, развратить спекуляцией или заставить работать у частного хозяйчика, добывая себе пропитание тяжелым физическим трудом и преждевременно сделавшись калеками. Шла речь и о моральном, и о юридическом долге по трудоустройству вдов═ товарищей-железнодорожников, погибших в империалистическую и гражданскую войну, а также на рабочих местах, выполнявших свои профессиональные обязанности.
Проводилась профсоюзная агитация против противников применения женского труда и активного вовлечения женщин в профессиональную и политическую работу.
В этот период в Центральном комитете профсоюза в отделе по охране труда действовала компетентная комиссия по изучению женского труда на транспорте для его регламентация с научной точки зрения (медицинской, политической, производственной и профессиональной).═══
В низовых профсоюзных организациях избирались уполномоченные по работе с женщинами, разрабатывались специальные программы по вовлечению женщин в профсоюзную работу, делалось всё возможное для того, чтобы облегчить и скрасить положение женщины-труженицы, вдохнуть в неё веру в светлое будущее.
Повсеместно организовывались кружки, женсоветы, мастерские по починке белья, курсы кройки и шитья, на которых, одновременно, проводились беседы на такие темы, как ╚Положение женщин в прошлом и настоящем╩, ╚Положение женщины-работницы в Германии╩, ╚Внутренне положение республики и профсоюзы╩, ╚О Генуэзской конференции╩, ╚Охрана труда╩ и др.
Представителями профсоюза проводилось обследование общежитий работниц с целью устранения═ недочётов.
В первом Генеральном коллективном договоре на железнодорожном транспорте, заключенном 18 августа 1922 года, предусматривались для женщин такие нормы, как: равная с мужчинами оплата за одинаковые как по количеству, так и по качеству работы; организация за счёт Народного Комиссариата Путей сообщения в местах массового скопления работниц детских яслей; привлечение женщин к ночным сверхурочным работам в исключительных случаях; освобождение от командировок без их согласия беременных, кормящих женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет при отсутствии других лиц, ухаживающих за ними.
За последнее столетие положение женщины на железнодорожном транспорте кардинально изменилось. Так, по данным корпоративного социального отчета ОАО ╚РЖД╩ за 2017 год, 31,3 работников компании √ это представители слабого пола,═ ═52,6 % всех должностей руководителей и специалистов ОАО ╚РЖД╩ занимают женщины.
Необходимо отметить, что и действующий Коллективный договор ОАО ╚Российские железные дороги╩ предусматривает целый спектр гарантий и льгот для работающих женщин: единовременные выплаты при рождении ребенка; ежемесячные выплаты при воспитании ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет; доплаты к пособию по беременности и родам; преимущественное право предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков в удобное время; дополнительное право использования отпусков без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам; сокращенная рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие.

Профсоюзная статистика

На заседании Президиума профсоюза, состоявшемся 26 февраля 2019 года, был рассмотрен вопрос ╚Об утверждении отчетности по коллективным договорам, заключенным первичными профсоюзными организациями РОСПРОФЖЕЛ, за 2018 год╩. Подписано соответствующее постановление (размещено на сайте РОСПРОФЖЕЛ).
Согласно информации, полученной из базы коллективных договоров, по состоянию на 31 декабря 2018 года в организациях различных форм собственности действовало 514 коллективных договоров. Их количество по сравнению с 2017 годом стало меньше на 77 или на 13,0%. Это произошло за счёт уменьшения количества частных учреждений образования ОАО ╚РЖД╩, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, укрупнения гарантий (единый коллективный договор заключается на все входящие в структуру организации).
В 2018 году действовали коллективные договоры, заключенные в ОАО ╚РЖД╩, 76 ДЗО ОАО ╚РЖД╩, в 167 негосударственных (частных) учреждениях здравоохранения ОАО ╚РЖД╩, 169 частных образовательных учреждениях ═ОАО ╚РЖД╩, 32 учебных заведениях, 13 организациях транспортных строителей, 9 предприятиях промышленного железнодорожного транспорта, 6 метрополитенах, ФГУП ╚Крымская железная дорога╩, ФГП ╚Ведомственная охрана на железнодорожном транспорте╩, ООО ╚СТМ-Сервис╩, ООО ╚ТМХ-Сервис╩ и других организациях.
В 2018 году начали действовать 47 новых коллективных договоров, в том числе пять заключенных впервые в таких организациях, как ООО ╚Новосибирский электровагоноремонтный завод╩, ООО ╚ЮКОН-Логистик╩, ООО ╚МВПС-Сервис╩, ООО ╚ОСК ╚ИнфоТранс╩, АО ╚РЖД Логистика╩.
═В течение прошлого года продлен срок действия 15 ранее заключенных коллективных договоров.
Действие коллективных договоров распространялось на 1273,5 тыс. работников, 1193,6 тыс. из которых или 93,7% состоят в рядах нашего профсоюза. Коллективными договорами охвачено 99,5% работающих членов РОСПРОФЖЕЛ.
В 2018 году действовало четыре отраслевых соглашения, заключенных РОСПРОФЖЕЛ:
- Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта распространялось на 937,6 тыс. работников ОАО ╚РЖД╩, ДЗО ОАО ╚РЖД╩, ООО ╚ЛокоТех-Сервис╩, ООО ╚СТМ-Сервис╩, ООО ╚Милорем-Сервис╩, ФГУП ╚Крымская железная дорога╩ из них членов РОСПРОФЖЕЛ √ 898,8 тыс. чел., объединенных в 2618 ППО.
- Отраслевое соглашение по учреждениям образования, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта, распространялось на 26,0 тыс. работников, из них членов РОСПРОФЖЕЛ √ 15,5 тыс. чел., объединенных в 54 ППО (в общую численность включены ППО РУТ (МИИТа) и трех филиалов МИИТа);
- Отраслевое соглашение по транспортному строительству распространялось на 40,0 тыс. чел., из них членов РОСПРОФЖЕЛ √ 26,9 тыс. чел., объединенных в 83 ППО;
- Отраслевое соглашение по организациям промышленного железнодорожного транспорта распространялось на 5,3 тыс. чел., из них членов РОСПРОФЖЕЛ √ 4,4 тыс. чел., объединенных в 33 ППО.
Президиумом профсоюза принято решение, комитетам организаций профсоюза всех уровней:
- принять исчерпывающие меры по сохранению гарантий, компенсаций и льгот, предусмотренных действующими коллективными договорами, их соответствию отраслевым соглашениям, заключенным РОСПРОФЖЕЛ;
- активизировать работу по заключению коллективных договоров в организациях, в которых не заключены коллективные договоры (не распространяется действие иных коллективных договоров);
- принять меры по заключению, продлению срока действия коллективных договоров на 2020 и последующие годы в организациях, в которых истекает срок действия коллективных договоров в 2019 году;
- принять меры по своевременной уведомительной регистрации коллективных договоров и дополнительных соглашений к ним в соответствии с нормами законодательства;
- усилить контроль за достоверностью, своевременностью и полнотой внесения данных в раздел ╚Коллективные договоры╩ Единого реестра организаций РОСПРОФЖЕЛ.
Заключение коллективных договоров и соглашений для обеспечения гарантий, компенсаций и льгот работникам и неработающим пенсионерам √ одна из приоритетных задач профсоюзных организаций.

Информация о научно-практической конференции ╚РОСПРОФЖЕЛ и история развития социального партнерства в железнодорожной отрасли╩.

28 марта 2019 года Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) проводит научно-практическую конференцию на тему: ╚РОСПРОФЖЕЛ и история развития социального партнерства в железнодорожной отрасли╩.

Место проведения: г. Москва, ул. Новорязанская, дом 24, 7 этаж, конференц-зал. Количество участников с учетом видеотрансляции ═≈ ═500 человек.

Темы дискуссии:

  • повышение ответственности и эффективности участия государства в регулировании социально-трудовых отношений;
  • повышение ответственности и эффективности участия объединений, организаций работодателей в регулировании социально-трудовых отношений;
  • повышение правового статуса заключенных договоров и соглашений;
  • повышение ══активности профсоюзов в системе социального партнерства;
  • создание эффективной современной системы участия работников в управлении производством и собственностью предприятий;
  • внесение дополнений и изменений в действующее законодательство;
  • разработка ══новых форм статистической отчетности по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства;
  • внедрение новых информационных технологий в системе социального партнерства;
Приглашенные:
══МОТ, ФНПР, хозяйственные руководители, руководители и представители министерств, ведомств и общественных организаций, ветераны ОАО ╚РЖД╩, транспортного строительства и РОСПРОФЖЕЛ, представители средств массовой информации.

Ориентировочный регламент
9.30 √ 9.55 Регистрация участников научно-практической конференции ═
10.00 √ 14.00 I пленарное заседание.
12.00 √12.15 Перерыв
12.15 √ 14.10 II пленарное заседание
В Год социального партнерства транспортные строители объединяют усилия по развитию социального партнерства и социально √ экономической защиты работников.

В ППО АО ╚РЖДстрой╩ была создана инициативная группа, которая с 11 по 14 февраля изучила положение дел в вопросах охраны труда на строительных объектах субподрядных организаций компании ╚РЖДстрой╩, расположенных в Ростове-на-Дону, Тихорецке, Краснодаре и Крымске и совместно с субподрядчиками провела работу по формированию профсоюзных организаций на предприятиях.
В работе комиссии приняли участие работники АО ╚РЖДстрой╩, ╚Строительно-монтажного треста ╧ 6 √ филиал АО РЖДстрой╩, Краснодарского регионального отделения Дорпрофжел на Северо-Кавказской железной дороге, аппарата ЦК РОСПРОФЖЕЛ и ООО ╚Спецтрансстрой╩.
Прошли встречи с транспортными строителями (инженерно-техническими═работниками и рабочими) и руководителями строительных организаций, на которых обсудили ход и результаты проверки в 14 из 30 организаций, работающих на полигоне СКЖД. Среди них √ СПК ╚Феникс╩, АО ╚СУ-308╩, ООО ╚СпецТрансРазвитие╩, ООО ╚ЦентрЭнергоСтрой╩, УК ╚ТЮС╩, ООО ╚ПМТ-96╩ и другие.
Наряду с обсуждением охраны труда и производственного быта, были рассмотрены вопросы взаимодействия, создания первичных профсоюзных организаций в строительных организациях. Особое внимание было уделено вопросам мотивации профсоюзного членства и программе лояльности.
В частности, с участием инициативной группы на территории═ бытового городка АО ╚СУ-308╩ в Тихорецке было проведено собрание с участием 40 рабочих с организацией профсоюзной группы и избранием ее председателя. Дальнейшая работа по созданию профгруппы взята на контроль.
Была достигнута договоренность о направлении на стройки по мере необходимости специалистов Дорпрофжел на СКЖД для оказания практической помощи строительным организациям по созданию профсоюзных групп.

2019 год в РОСПРОФЖЕЛ объявлен ╚Годом социального партнерства╩.

═Социальное партнерство с работодателями путем заключения отраслевых соглашений, коллективных договоров и иных соглашений является одним из основных действенных инструментов работы профсоюза по обеспечению трудовых прав и социальных гарантий работникам √ членам РОСПРОФЖЕЛ.
В 2019 году профсоюзу предстоит заключить 2 отраслевых соглашения на федеральном уровне √ Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта и Отраслевое соглашение по учреждениям образования, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта, а первичным профсоюзным организациям РОСПРОФЖЕЛ √ коллективный договор ОАО ╚РЖД╩, распространяющийся более чем на 700 тысяч работников компании, и еще около 400 коллективных договоров других организаций.
Кроме того, в 2019 году будет отмечаться 100-летие создания Международной организации труда (МОТ) √ специализированного учреждения Организации объединенных наций, занимающегося вопросами регулирования трудовых отношений на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств ═государств, принимающего Конвенции и Рекомендации в сфере труда, рассматривающего вопросы трудовых отношений в различных государствах.
Для конкретизации работы, проводимой в ╚Год социального партнерства╩, в профсоюзе принят План мероприятий на 2019-й год, на сайте РОСПРОФЖЕЛ и в газете ╚Сигнал╩ открыли рубрику ╚Год социального партнерства╩, выпустили тематический плакат.
╚Открыли╩ аналогичные рубрики в региональных СМИ и выпустили наглядную информацию многие дорожные территориальные═ организации и отдельные ╚первички╩.
Для популяризации опыта социального партнерства и выработки практических рекомендаций нами намечено в конце марта т.г. в Москве провести научно-практическую конференцию ╚РОСПРОФЖЕЛ и история развития социального партнерства в железнодорожной отрасли╩, к данному мероприятию подготовить специальный выпуск газеты ╚Сигнал╩. Материалы конференции намечено опубликовать в специальном выпуске журнала ╚Информационный вестник╩.
Предлагаем всем желающим оформлять свои материалы в рубрику ╚Год социального партнерства╩ и направлять их в Информационный центр профсоюза или в департамент социального партнерства, труда и заработной платы аппарата ЦК Профсоюза для дальнейшего размещения на сайте РОСПРОФЖЕЛ.
Официальные документы:
- Постановление президиума профсоюза от 13 декабря 2018 г. ╧ 16.189 ╚Об объявлении в РОСПРОФЖЕЛ 2019 года ╚Годом социального партнерства╩;
- Постановление президиума профсоюза от 27 декабря 2018 г. ╧ 17.47 ╚Об утверждении Плана мероприятий по проведению в РОСПРОФЖЕЛ в 2019 году ╚Года социального партнёрства╩ (вместе с Планом мероприятий);
- Распоряжение профсоюза от 25 января 2019 г. ╧ 3/11 ╚О проведении научно-практической конференции ╚РОСПРОФЖЕЛ и история развития социального партнерства в железнодорожной отрасли╩ размещены на сайте РОСПРОФЖЕЛ.

Распоряжение о подготовке и проведении научно-практической конференции ╚РОСПРОФЖЕЛ и история развития социального партнерства в железнодорожной отрасли╩.

Постановление Президиума Профсоюза об утверждении Плана мероприятий по проведению ╚Года социального партнерства╩

Постановление Президиума Профсоюза об объявлении 2019 года в РОСПРОФЖЕЛ ╚Года социального партнерства╩

2019 год -
Год социального партнерства



Разделы